(«Зерцало чудотворений, содеянных Пресвятою, Пречистою, Преблагословенною, славною Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею во всех концах вселенной»), сборник сказаний о чудесах Богоматери (в старшей редакции содержит 130 рассказов), составленный на основании преимущественно лат. источников в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре. «Собиратель «Зерцала Богородицы»» (иногда «Collector «Speculi»») в старшем из списков именует себя Германом, не сообщая более никаких сведений. Тематически и типологически, а также в отношении круга источников книга обнаруживает большую близость к более ранним (эпохи барокко) сборникам рассказов о чудотворениях Богоматери, таким как «Небо Новое» Иоанникия (Галятовского) и «Звезда Пресветлая», но в отличие от последних рассказы о чудесах Богоматери не объединены в «З. Б.» в тематические разделы. Источниками «З. Б.» послужили сочинения средневек. лат. авторов, указания на к-рые (на рус. или лат. яз.) в большинстве случаев помещены после изложения сюжета: труды Цезаря Барония, Варфоломея Пизанского, Винцентия из Бове, Иакова из Варацце, Петра Клюнийского («Клюниацкого»), Фомы, архиеп. Кантуарийского, Фомы Кемпийского, Фомы Кантипратана, Цезария Гейстербахского, «Книга о жизни братий-благовестников» и др.; в одном случае (при гл. 100) имеется ссылка на «книгу 1, главу 10» Т. Мора. Ряд рассказов, возможно, заимствован через посредство «Великого зерцала» и «Неба Нового». В качестве 2-го предисловия в «З. Б.» помещено «объяснение приветствия («целования») ангельского к Пресвятей Деве Марии, взятое из Псалтыри черниговской печати, при конце оной положенное» (текст, широко распространенный также в качестве отдельной статьи в рукописных сборниках XVII-XVIII вв.). При предисловии составителя и в ряде рассказов помещены вирши молитвенного и нравоучительного содержания. Книга написана на рус. языке, свободном от церковнославянизмов и излишних архаизмов.
Хотя рукописная традиция «З. Б.» остается практически неизученной, можно полагать, что широкого распространения памятник не получил. Известны по крайней мере 4 списка памятника: РГБ. Ф. 178. № 3346 (краткое описание см.: Музейное собрание: Описание. М., 1997. Т. 2. С. 120-121) и № 643; Ath. Pantel. slav. 72 и 74 (краткое описание см.: Tachiaos A.-E. N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal.; Los Ang., 1981. P. 118, 119). В указанных списках отразились 2 редакции памятника: 1-я редакция представлена 2 рукописями из РГБ (между 1827 и 1833) и Ath. Pantel. slav. 74 (посл. треть XIX в., не позднее 1886), содержащими только переводные сюжеты, разница между списками состоит в отсутствии в младшем нек-рых виршей. Вторая редакция содержится в роскошном, возможно подносном, экземпляре Ath. Pantel. slav. 72, написанном на высококачественной веленевой бумаге и украшенном темперной миниатюрой хорошей работы (выполненной в акад. манере) «Богоматерь «Благодатное Небо»» (имеющаяся в ркп. дата - 1828 г.- указывает скорее на время создания редакции, а не ее переписки). Здесь состав сборника значительно расширен за счет чудес Богоматери о русских святых и сказаний о Ее рус. чудотворных иконах. Позднее «З. Б.» послужило одним из источников компилятивного 2-томного сборника сказаний о чудесах Богородицы «Благодатный Источник» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3899-3900; см.: Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в Арх. Свят. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 664-667).